России необходимо укреплять технологический суверенитет

В России сегодня реализуется большое число научно-технических проектов. Упор делается на молодых исследователей. Уже создано более 700 молодежных лабораторий по актуальным научным направлениям с обновлённой приборной базой и новым оборудованием. В новых научных вузовских центрах уже создано более 2000 принципиально новых технологий, которые активно внедряются в промышленности, сельском хозяйстве, во многих высокотехнологичных производствах. По опросам более половины родителей хотят, чтобы будущая карьера из детей была связана с наукой.

Идет быстрое продвижение в массовом производстве новых беспилотных систем, которые применяются не только в Специальной военной операции, но и в сельском хозяйстве, почтовых отправлениях, лесном хозяйстве, геологоразведке. Технологический прорыв набирает обороты, но слишком долго занимались в последние годы импортом нового оборудования, машин, приборов, чтобы быстро решить проблемы развития науки и укрепления технологического суверенитета. Во многих отраслях экономики остается чрезмерно высокой доля импортного оборудования, так в пищевой промышленности, в медицине она составляет значительно более 50 процентов. С одной стороны, это можно рассматривать как негативное явление, а с другой – это как бы новое поле для технологических прорывов, создания новых отечественных видов машин, оборудования.

Интеллектуальные ресурсы являются в современном мире основным фактором конкурентоспособности и устойчивого экономического развития экономики.

Хотя молодёжь сегодня более активно идёт в науку, но всё ещё определённую угрозу интеллектуальному будущему России представляет процесс сокращения численности научных кадров. Перелом наметился, однако не стал пока главным направлением. Недостаточно высокая престижность интеллектуальной деятельности, недостаток опытных научных кадров – таковы реалии, характеризующие состояние современного российского общества. Россия занимает пятое место в мире по числу исследователей, но количество ученых в России с 1990 года сократилось почти в три раза. Научные школы возрождаются, но процесс этот не быстрый. Большинство научных открытий совершаются в возрасте от 30 до 40 лет. Затем создаётся и развивается научная школа, которая продолжает давать научные результаты, имеющие как фундаментальный, так и прикладной характер, организуется тесная связь науки с производством.

Нельзя не заметить определённый отток интеллектуальных ресурсов из отечественной науки. Этот процесс интеллектуальной миграции можно разделить на два типа: внутренний и внешний. Если говорить о внутренней миграции, то основной поток научных кадров направлен в бизнес, частное предпринимательство и государственные структуры, где особенно нужны люди с хорошим образованием.

Что касается внешней миграции, или так называемой «утечки умов», то на протяжении последних десятилетий основными потребителями российских умов являлись США и Германия. Сегодня это больше Китай и другие дружественные страны. Немало молодых исследователей возвращаются в страну. Они привозят с собой опыт и новые связи не только в научном мире, но и производственной сфере.    

Развитие Интернета и появление электронных денег оказали существенное влияние на изменении физической природы «утечки мозгов». Все большую популярность приобретает новая форма интеллектуальной миграции – благодаря новым технологиям, доставлять интеллектуальный продукт зарубежному заказчику теперь можно, не покидая пределов страны, отправляя готовые задания по электронной почте и получая гонорары с помощью «электронных» денег. Так и те наши учёные, которые работают в других странах сегодня легко взаимодействуют с российскими коллегами и организуют совместные исследования, полезные для России и дружественным странам. Важно здесь только соблюдать авторство и своевременно оформлять патенты.   

Мировое научное пространство – это «поле битвы» за реальное мировое господство, так как очевидно, что лидерами будут не страны с самой развитой экономикой и промышленной базой, а с самым эффективной и качественной наукой. Именно наука и образование обеспечивают формирование и воспроизводство качественного человеческого потенциала, определяют перспективы развития страны и её международную конкурентоспособность.

Мировой «гегемон» будет и в дальнейшем стремиться к доминированию за счет поддержания таких монополий: а) монополии новейших технологий (hi-tech и high hume); б) монополии на контроль за финансовыми потоками на глобальном уровне; в) монополии на доступ к природным ресурсам планеты; г) монополии на информацию и масс медиа; д) монополии на оружие массового уничтожения. Россия и страны БРИКС плюс это отчётливо понимают, но надо ещё энергичнее двигаться в создании крупных совместных научно-технических проектов.           

Надо заметить, многие финансисты и управленцы не понимают, что вложения в науку и образование – это самые доходные статьи. Только доход приходит не сразу, как при спекуляциях на фондовом и валютном рынках, а через 3-5 лет. Не всегда умеют считать завтрашние доходы от сегодняшних расходов. Несмотря на сложные обстоятельства расходы на науку, государственная поддержка науки должны только возрастать. Это будет определять успехи страны в последующие десятилетия.           

Именно высокотехнологичный сектор первым преодолеет кризисную полосу и начнет стремительно набирать обороты. Это и реализуется сегодня в нашей стране.

Целевую финансовую помощь компаниям реального сектора экономики со стороны государства надо предоставлять в обмен на обязательство разработать новые технологии, позволяющие повысить конкурентоспособность бизнеса. Такое правило должно работать.

Финансирование научных исследований и разработок осуществляется до сих пор в основном за счет средств федерального бюджета. А в частных, даже крупных компаниях, затраты на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы часто вообще не просматриваются.

Потому было бы целесообразно:

‒ ввести льготные ставки НДС при реализации российского высокотехнологического оборудования (электронно-вычислительной техники, средств связи нового поколения, лазеров, ускорителей частиц, наноматериалов);

 ‒ предусмотреть понижение ставки налога на прибыль для инновационных организаций;

 ‒ исключить из налоговой базы средства, получаемые организациями на осуществление научной и инновационной деятельности напрямую от коммерческих и некоммерческих организаций, то есть вне зависимости от источника финансирования;

‒ не взимать земельный налог с инновационных организаций в отношении земельных участков, используемых ими исключительно в целях научной, научно-технической, инновационной и экспериментальной деятельности;

‒ наряду с различными грантами предусмотреть меры стимулирования инновационной деятельности не только организаций, но и физических лиц, в связи с чем относить к выплатам, не подлежащим налогообложению, вознаграждения и премии, полученные авторами изобретений и рационализаторских предложений.

Тогда и молодежь быстрее пойдёт в науку. Она сейчас не любит слова, не подкреплённые конкретными делами. У молодых людей семьи, дети, ипотека. Нужна надёжная перспектива. Тогда сегодняшнее поколение обеспечит устойчивую платформу и для технологических прорывов, и для роста всей экономики.

 

М.Н. Сидоров

Фото: news.myseldon.com

@smilemakc © 2020