Пленарное заседание, 28.09.2023
Сергей Леонов, фракция ЛДПР:
Сегодня я хочу вновь поднять в этом зале проблему уголовного преследования врачей и декриминализации уголовных статей, которые касаются действий медицинских работников при исполнении ими служебных обязанностей.
Ежегодно в нашей стране подаётся около 4—6 тысяч заявлений в следственные органы от пациентов в связи с действиями или бездействием врачей. Ежегодно заводится 2 тысячи уголовных дел в отношении медицинских работников, около 200 дел в итоге доходят до суда, и только 10 процентов выносится оправдательных решений. Безусловно, есть врачи, которые запятнали честь белого халата, есть врачи, которым не место в специальности, они действительно нарушили закон, но очень часто бывает, что силовая машина, маховик свой раскручивая, вовлекает врача, и он уже выбраться оттуда не может. Уголовное преследование длится годами, врачи находятся либо под подпиской о невыезде, либо под домашним арестом как злостные преступники. Понятно, если это практикующий хирург, он фактически уходит из клиники, ведь ему нужно ходить в суд, ему нужно ходить на допросы и так далее, ну и его моральное, психологическое состояние вряд ли позволит ему оперировать, и он уходит в поликлинику.
Основная масса уголовных дел заводится в отношении врачей как раз рисковых специальностей — это хирурги, акушеры-гинекологи, анестезиологи. Я посчитал, что в совокупности в нашей стране 100 тысяч врачей работают по этим специальностям. Считаем: 6 тысяч заявлений, 100 тысяч врачей, соответственно, в год 5—6 процентов врачей охвачено этими заявлениями, есть вопросы у силовых органов, то есть это серьёзно, это большой стресс-тест, ведь за десять лет получается 50 процентов врачей. У нас, к сожалению, созданы специальные отделы при Следственном комитете по врачебным ошибкам, у нас даже есть медицинская специализация следователей. Кстати, ни в одной стране мира нет медицинской специализации следователей, и вопросы медицинского характера в других странах вообще решаются в гражданских производствах, в гражданском суде, а не в уголовном.
Именно поэтому и возникают проблемы. Первое. Усугубляется кадровая проблема, потому что выпускники вузов не хотят сталкиваться с судебной системой, постоянно ходить под уголовным делом и не идут в хирургию, не идут в акушерство, не идут в анестезиологи. И сейчас колоссальный дефицит анестезиологов в нашей стране, особенно это касается центральных районных больниц. Это первый момент.
Второй момент. Врачи всё меньше и меньше рискуют. Всё-таки врачебная специальность — это рискованная специальность, особенно в хирургии: можно сделать операцию или какую-то манипуляцию по методичке — и пациент выживет, можно сделать по методичке — и пациент не выживет, но, если сделать не по методичке и применить либо новые методы, либо совокупность методов, чтобы его спасти, он может выжить. И хирург думает, что ему делать: либо ему грозит уголовное дело, если такой пациент умрёт, либо он спасёт жизнь пациенту. Вот на весах, пожалуйста, либо свобода, либо жизнь пациента. Мне кажется, это не совсем справедливо, и наших врачей необходимо защищать, в том числе от уголовных дел. К сожалению, юридические службы наших больниц очень слабые в этом отношении, занимаются в основном закупками, никто врачами не занимается, защитой их интересов не занимается. Больница потом получает иски, делает регрессивные иски по отношению к врачам — врачу в итоге всё это выплачивать. Соответственно, проблема очень большая.
Медицинское сообщество предлагает подумать над понятиями "медицинская услуга" и "медицинская помощь", о введении института медицинского омбудсмена, предложить систему медиации спорных случаев, ввести медицинский арбитраж по типу морского арбитража либо воздушного, ввести страхование профессиональных рисков (к сожалению, они только не будут распространяться именно на уголовные дела), отдать экспертизу уголовных дел в сферу ответственности медицинских общественных организаций — у нас прекрасные общественные организации, я уверен, они с этим справятся — и подумать о декриминализации 238-й и 109-й статей УК в отношении медицинских работников.
Спасибо за внимание!